Борьба с наркотиками в СМИ часто превращается в их рекламу - эксперты
22 ноября 2011 года

Тексты в СМИ, написанные на антинаркотические темы, часто становятся средством для скрытой пропаганды запрещенных веществ, так как авторы таких материалов не обладают должными знаниями, а у прокуратуры и ФСКН нет возможности отслеживать эту информацию, полагают эксперты.

"Главное - не навредить в этой теме. Одна из задач - снизить спрос на рынке наркотиков посредством профилактических мер. За последние годы молодежи сумели вложить в голову понятие "легких" и "тяжелых" наркотиков, это основная беда. Мы, люди в форме, можем говорить с молодежью сколько угодно, но важна именно помощь СМИ", - заявил на круглом столе в петербургском медиацентре начальник отдела межведомственного взаимодействия УФСКН по Санкт-Петербургу и Ленобласти Дмитрий Борзов.

По его словам, "громадный пласт" информации о наркотиках находится в интернете, и эти сведения доступны в первую очередь молодым людям. При этом объем статей, материалов и изображений на антинаркотическую тематику несопоставим с валом информации, пропагандирующей "увеселительные" средства.

Кроме того, специфика антинаркотической пропаганды такова, что некоторые знания автора о видах наркотиков, социальных группах, в которых распространяют то или иное вещество, необходимы, но их нельзя демонстрировать, убежден Борзов.

Начальник отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере оборота наркосредств прокуратуры Петербурга Павел Хлебкович в свою очередь отметил, что в ближайшее время решится вопрос о доступе петербуржцев к сайтам, распространяющим информацию о запрещенных веществах.

"Бороться с определенными доменами невозможно, так как практически все они зарегистрированы за рубежом. Мы провели анализ: 10 крупнейших интернет-провайдеров Петербурга обслуживают 95% пользователей города. Ко всем интернет-провайдерам в прошлом месяце внесены 10 исковых заявлений о фильтрации 30 сайтов, на которых непосредственно расположена информация, пропагандирующая наркотики", - рассказал Хлебкович.

Судебный процесс достаточно долгий, но по двум искам прокуратура в ближайшее время уже получит решения. Со всеми интернет-компаниями уже проведены беседы, однако необходимо получить судебную практику, пояснил Хлебкович.

"У нас не прецедентное право, но для них это очень важно. Как только будет решение суда, фильтрация таких сайтов пойдет. И любое сотрудничество общественных организаций, экспертных советов мы со следующего года уже начнем. И будем ограждать 95% пользователей Петербурга от сайтов, пропагандирующих наркотики", - отметил он.

Однако пока, подчеркнул Хлебкович, в силу неурегулированности этой сферы и прокуратура, и ФСКН вынуждены бороться с пропагандой наркотиков несистемными методами.

Вместе с тем, по мнению председателя экспертного совета межведомственной комиссии по борьбе с наркоугрозой при правительстве Санкт-Петербурга, доктора медицинских наук Леонида Шпиленя, борьба с пропагандой наркотиков не должна доводиться до абсурда.

"Все аспекты скрытой рекламы наркотиков лежат не в законодательной, а в морально-этической сфере. Это использование неточной терминологии, указание огромных прибылей от продажи, цитирование фильмов и книг с описаниями приема наркотиков, информация об уличной стоимости конфискованных веществ. Нужно подумать о специализированной подготовке журналистов, пишущих на эту тематику", - сказал Шпиленя.

При этом не следует повально запрещать какие-то образцы классической литературы, где присутствуют герои, употребляющие наркотические вещества, полагает эксперт.

"Идя по этому пути, и Пушкина можно запретить, ведь в его стихах, например, есть призыв взять кружку - и "сердцу станет веселей", - процитировал классика Шпиленя.